Музыка | Как писать музыку на ПК. Ретро-экскурс

Воскресенье 26 Март 2017 - 13:43:02

Описывается годами отработанная технология создания музыкальных композиций. Используется софт под Windows XP. Возможно, некоторые программы и заведутся под Windows 7/8/10, но никаких данных по корректности и стабильности работы для этого случая нет. Также останется открытым вопрос с остальными программами, в том смысле, что полный функционал создания музыкального продукта обеспечивается только в комплексе. Возможностей этого комплекса более чем достаточно для создания профессиональной музыки.

Если на компе установлена более современная версия Windows, то, чтобы ее не переустанавливать, сначала надо установить виртуальную машину, рекомендую VirtualBox. Ставится, как любой софт. После установки его надо запустить и создать новую виртуальную машину (кнопка Создать):

имя: WindowsXP
тип: Microsoft Windows
версия ОС: Windows XP 32 bit (обязательно)

Далее - оставить параметры по умолчанию - создать новый виртуальный диск - тип VDI - динамический - 4Гб - Создать.
Объем ОЗУ выделить по возможности от 1Гб. Этого вполне достаточно для комфортной работы с данным софтом. Для созданной машины выбрать привод с вставленным установочным диском XP.

Запустить и установить винду в виртуалке, как на обычной машине. Все требования по разбивкам дисков, форматированию, перезагрузкам касаются виртуальной, не реальной машины, и физического жесткого диска ноута не касаются, ничего с ним не будет.

Итак, собственно музыкальный софт.

1. Rebirth RB338. Ритмбокс-синтезатор. Электронный аналог легендарного ритмбокса RB303 времен диско.

Самая простая программа. Установка производится из папки Rebirth RB338 запуском v2.01-setuprb2.EXE.
Потом устанавливаются дополнения из папок Rebirth Rb338 v2.0 Addon Pack 1, 2, 3 и Modpacker for Rebirth 2.0.

Имеет разные моды (режимы). В каждом моде две драм-машинки, два синтезатора-секвенсера и свой набор сэмплов и тембров.

В правой части интерфейса находится микшерная панель с набром фильтрами для получения различных эффектов.

Для работы с программой нужно знать клавиатуру фортепиано.

Есть режим программирования и воспроизведения. Можно записывать целые композиции с изменяемыми темпом, тембрами, мелодиями и др. Имеется достаточно развитая справка по работе с программой.

В наборе идут готовые композиции.

Конечный продукт - либо работать с "живым" звуком, либо записать композицию в звуковом формате с помощью внешнего граббера выхода звуковой карты, либо конвертировать в MIDI для дальнейшей обработки (см. далее).

Можно также записывать инструменты по-отдельности (треками) в звуковой формат, потом сводить в аудиоредакторе типа SoundForge с наложением эффектов и др..

Звуковой формат при работе в любом аудиоредакторе следует использовать только wav (без сжатия).
Сжатие в mp3, ogg и др. используется только на конечной ступени для готового продукта. Формат и качество сжатия определять в зависимости от его назначения.

Настоятельно рекомендуется всегда сохранять промежуточные треки и записывать в блокнот, что делалось поэтапно.

2. ReMaker 132 предназначен для конвертации готовых композиций формата Rebirth (rbs) в стандарт MIDI

3. Дальше, не по значимости программы, а просто, чтоб не забыть, и чтоб Вы к этой проге не успели привыкнуть - CoolEdit. Есть версии 2000 и Pro, заметно различаются, рекомендуется установить Pro 2.1. Если удачно, 2000 даже не пробовать.

Это хороший аудиоредактор, но против SoundForge или wavelab не тянет. Использую его только для одной цели - он умеет транспонировать сэмплы. Т.е. скармливаешь один сэмпл, пишешь нотками мелодию и он этим сэмплом ее играет. Нигде больше не встречал, особенно ценно, если, например, нужен не традиционный инструмент из банка MIDI, а вой волков, шум прибоя, другой реальный звук наложить на мелодию.

4. SoundForge 9.0a и WaveLab 4/5 - два мощных классических аудиоредактора. Нужны оба. WaveLab имеет вокодер, т.е. умеет наложить голос на музыку, еще кое-что, чего нет или удобнее, чем у других, и, главное, безлимитный встроенный кодер mp3. У саунфорджа бывают с этим проблемы. Т.е. работать можно в саунфордже (рекомендую как основной), в вэйвлаб нырять за разными мелочами и перегонять в mp3.

Краткое отступление в сторону описания формата MIDI. Это цифровой стандарт обмена музыкальной информацией. Когда-то создавался для управления синтезаторами. Сам по себе не звуковой, а по сути компактный набор команд. Чтоб начал звучать, нужна аппаратная часть (синтезатор или звуковая карта компа). Содержит данные о типе инструмента, тембре, громкости, высоте и длительности нот, эффектах и др. Т.е. рассказывает синтезатору, как звучать.

Т.к. все крупные производители синтезаторов (Корх, Муг, Сони, Филипс и др.) изначально использовали свой набор сэмплов (исходников звуков), один и тот же набор команд мог звучать немного по-разному на разных машинах. Да и сейчас почти так же. С компами было хуже - любая крутая звуковая карта уступает любому простому синтезатору, т.к. использует только стандартные банки сэмплов. Есть еще программный синтезатор винды, но он еще хуже. Сейчас немного получше, но все равно есть большая разница, и адекватный синтез звука из миди на компах все равно еще проблема.

5. Мне известен только один нормальный плеер (или программный синтезатор, или конвертер) миди - Timidity. Очень красивый банк сэмплов и умеет кое-какие эффекты, тоже красиво. В разнице легко убедиться, проиграв любой миди файл с помощью проигрывателя винды и в тимидити. Понятно, т.к. это набор команд машине, в этом формате пока невозможно создавать вокальные партии (пение), кроме разве что ааааа... и ооооо... да и то неестественно)

После как ознакомились с миди, следует различать этот формат и чисто звуковой. В миди-редакторах музыка создается, в аудиоредакторах сводятся треки, накладываются эффекты и др. Постобработка, короче. Немного особняком стоит Rebirth, но все-таки он ближе к миди.

В миди-редакторах есть кое-какие эффекты, но они могут по-разному звучать в зависимости от аппаратной части, что не есть хорошо. Лучше в миди писать чисто мелодию, а все эффекты возложить на аудиоредакторы, которые под это и заточены.

Понятно, что музыку в миди надо как-то перевести в wav. Для этого есть единственный адекватный конвертер Timidity. Обе его папки надо положить в корень C: и запускать timidity-gui.exe. Дальше, думаю, разберетесь. Этот конвертер умеет делать кое-какие эффекты и очень красиво. Можно часть обработки возложить на него. Готовую мелодию в миди лучше прослушивать тоже через тимидити - сразу чувствуется разница между ним и виндовым миди-плеером.

6. Основные инструменты для создания мелодий - MusicMasterWorks и Cubase. MMW надо ставить 2.2, он с серийником. В нем лучше писать партии для одного-двух инструментов, а потом сводить их в Cubase или уже в звуке в саундвордж.

Cubase монстр, про него позже. Умеет сводить миди и аудио-треки. Но вообще-то это миди-редактор и лучше пользоваться им как миди.

Есть еще богатый Pg Music Band-in-a-Box Mega Pak 2004a. Их оставим на потом, это самые сложные и богатые миди-редакторы.

7. VoiceFX - лучший вокодер (обработчик голоса с кучей эффектов), с каким доводилось работать. В нем все понятно, разобраться не проблема. Простая и мощная вещь. Готовый звук, понятно, накладывать в саундвордже.

-----------------

Общая схема работы: писать музыку в одном из миди-редакторов (можно сводить треки в Cubase) -
конвертировать с Тимидити в звук wav - сводить и накладывать эффекты в саунфордж (если надо, нырять в WaveLab и CoolEdit по необходимости).

Насчет CoolEdit еще. Одно преимущество перед другими аудиоредакторами - он мультитрековый. Т.е. одновременно можно обрабатывать несколько треков. Сводить удобно, но, в принципе, кто как привык. Перед Cubase он, конечно, проигрывает. Хотя Cubase профессиональный, а CoolEdit попроще будет. Поэтому по-любому этот набор оптимальный. надо поработать во всех, чтоб понять, что где лучше или проще. Кроме этих есть еще куча, но эти классика, а все остальное - та же попа, только вид сбоку)

----------------

Да, еще - порядок освоения - рекомендую строго - иначе можно увязнуть, проверено) :

- MMW параллельно с муз.теорией (сравнительно долго),
- Сони саундфордж (или вайвлаб) в промежутках (сравнительно быстро),
- тимидити на любых мидифайлах (это очень быстро).

Потом PB MegaPack 2004.
Остальные между делом, чтобы почувствовать разницу в прогах.
За Cubase пока браться не стоит. Это профессиональный инструмент. До него надо освоиться с принципами.

Про стратегию рассказал, теперь тактика)

Rebirth может использоваться в основном как драм-машинка (партия ударных). По-моему, это непревзойденная драм-машина.
Я обычно делаю полностью композицию для ударных в ней, потом передираю сразу в звук (грабить можно саундворджем или вэйвлабом вживую с карты в файл), потом сразу в сводить в аудиоредакторе.
Правильнее делать конечно трек 10 (ударных) в миди-редакторе и дальше обычным путем.
Но богатство тембров и сэмплов несравнимо)) Поэтому я предпочитаю это всем удобствам стандартного подхода, хотя есть свои сложности, потому что полную композицию можно услышать только в аудиоредакторе, ни на одном из промежуточных этапов.
Но можно, во-первых, попробовать экспортнуть из Rebirth в миди, хотя сэмплы наверняка преобразуются в стандартные, во-вторых, сделать примитивный трек в миди, а на этапе сведения подменить звуковым треком из Rebirth.
для печати
Posted by Administrator  ::